Творчество вологодской поэтессы Нины Васильевны Груздевой.
Проект Вологодской областной юношеской библиотеки им. В.Ф. Тендрякова.

среда, 10 июля 2013 г.

Анализ стихотворения Н.В. Груздевой «У плетня пустеющего сада…"

Я так писала, как душа велела…
Н.В.Груздева.
 

        Нина Васильевна Груздева родилась 15 ноября 1936 года в д.Денисовская  Разинского с/с. Сейчас она живёт в Вологде. На стенах в её квартире можно видеть много фотографий, на одной из которых Н.Рубцов, поэтому можно сделать вывод, что стихи о нём неслучайны у Нины Васильевны. Груздева сейчас плохо себя чувствует, у неё болят ноги, но с читателями она встречается. В прошлом году ученики нашей школы познакомились с ней. Она рада, что хоть и в конце жизни, но её стихи оценили. На областном радио о Груздевой была часовая передача, что её тоже порадовало. Нина Васильевна всегда с удовольствием встречает гостей, своих читателей, показывает фотографии, делится воспоминаниями.


      Если в прошлом году у нас в школе было всего две фотографии Н.Груздевой и две газетные публикации, то сейчас добавилась ещё одна фотография и есть почти все газетные публикации, также есть её книжки, подаренные (ею) Лене Максимовой. Нине Васильевне хочется и нравится поддерживать отношения с нашей школой, с её родиной.

       В сельскую библиотеку Н.Груздева подарила несколько роман-газет, в одной из них опубликованы её стихи. Поэтому я считаю, что есть смысл продолжать анализ творчества Н.В.Груздевой.

       Тема любви была актуальна раньше, и сейчас она не теряет своего значения. На протяжении всего творческого пути Нина Васильевна освещает эту тему, вечную тему. Ее стихи, как и многие лирические произведения других авторов, можно назвать дневником. Я решила проанализировать «запись» этого «дневника», а именно стихотворение, которое называется «У плетня пустеющего сада…» Стихотворение вошло в сборник «Воскресение». Это довольно позднее произведение Груздевой. Стихи такого типа наиболее характерны для творчества Нины Васильевны. Она однажды написала:

«Я так писала, как душа велела.
Любовь и слезы сплавила в слова!»

       Все чувства, переживания…- все, что касалось ее души, оказалось на бумаге, но многое поэтесса оставляет как бы «за кадром», не освещает, об этом читатель может только догадываться.

         Стихи Нины Васильевны Груздевой – это монолог женской души. Изобразительная сторона ее поэзии – не самая сильная, в частности, пейзажи. Ее подлинное призвание – вести лирический диалог. Переживанием, чувством, настроением, размышлением дышит ее лирика. Нина Васильевна раскрывает душу в своих стихах.

       Несмотря на то, что пейзажи – это не призвание поэтессы, она использует описание природы для усиления различного рода чувств, хотя и не очень красочно. Читаю строки: «У плетня пустеющего сада

Снова провожаю журавлей…»

       Сразу представляю деревенскую осень: деревья почти без листвы, вдаль уносится стая журавлей; пустеет постепенно деревня. Чувства, которые желала выразить Груздева своим стихотворением, сразу охватывают читателя. Здесь эти строки даны для усиления грустного, даже тоскливого, чувства безвозвратно пройденной молодости, опоздавшей любви.

«Милый друг мой, мне уже не надо
Опоздавшей нежности твоей».
Опустела душа поэтессы, ведь молодость улетела,
улетела любовь.
«Не считаю, сколько пролетело
Тех осенних птичьих верениц.
Без любви душа осиротела,
И шепчу ей вслед: «Вернись, вернись!»

       Нельзя сказать, что стихотворение не похоже ни на что ранее написанное, хотя в нем много авторского, особенного, но мне оно напомнило строки Ахматовой:

«И печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой».

       Можно отметить, что творчество Нины Васильевны Груздевой перекликается и с творчеством Марины Цветаевой, но здесь скорее стихи объединяет общая тема, например, стихотворение Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…» тоже, как и стихотворение Н.В. Груздевой, охвачено чувством чего-то не обретенного в течение жизни, чего-то прошедшего мимо, чего-то упущенного. Мне стало интересно: нравится ли Груздевой творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой? В одном из интервью я прочла:

- Интересно, а желание почитать чужие стихи у вас часто возникает? У Вас такая великолепная память.

- Часто читаю. Бывает, строчка какая-то вспомнится, ну, и откроешь сборник…Из поэтесс мне нравится Анна Ахматова совей академичностью, выдержанностью слова, завершенностью стиха. Большой поэт Марина Цветаева, но она мне меньше по душе.

     По-моему, в поэзии Нины Груздевой при всей ее возвышенности есть парадокс: лирическая героиня как бы уходит в мир своих чувств, а сам предмет обожания дан пунктирно: ни внешности, ни характера, полное отсутствие хоть какого-нибудь движения. Незримый образ души проявляется гораздо ярче в ее стихотворении, а зримый образ природы меньше выражен:

«Тихо очи долу опускаю.
Дум моих не слышат журавли.
Ни цветы - живыми лепестками,
Ни снега мои не расцвели».

       Внешне кажется, что этими строками показаны лишь элементы природы, но здесь основным образом является душа поэтессы, ее мысли, ее жизнь. Чтобы усилить чувства, которые Груздева желает выразить этим стихотворением, она использует различные средства выразительности. Много эпитетов: «опоздавшей нежности», «нежным шелестом», «живыми лепестками» и так далее.

   Нина Васильевна сравнивает свою несбывшуюся любовь с нерасцветшими снегами, используя метафору: «ни снега мои не расцвели», слезы сопоставляет с росой: «на какое лето лягут росы от моих невыплаканных слез», и еще можно назвать олицетворение: «дум моих не слышат журавли».

      Большинство предложений в стихотворении - сложные, в одном из них есть даже прямая речь, она еще более усиливает горечь утраченной любви, любви, которая когда-то так была нужна Груздевой. «И шепчу ей вслед: «Вернись, вернись!...» Это голос лирической героини, который как будто прорывается сквозь строки. Это предложение - единственное восклицательное.

    Как средство выразительности Нина Груздева употребляет повтор- стихотворение и начинается, и заканчивается одними и теми же строками:

«У плетня пустеющего сада
Снова провожаю журавлей…
Милый друг мой, мне уже не надо
Опоздавшей нежности твоей».

     Для творчества поэтессы характерны эллипсисы. В данном стихотворении о недосказанном я могу говорить, исходя из наличия многоточия:

«Снова провожаю журавлей…»
«Я шепчу ей вслед: «Вернись, вернись!...»

       Груздева заставляет читателя размышлять, задуматься над тем, что же Нина Васильевна хотела еще сказать. В стихотворении «У плетня пустеющего сада…» есть и звукопись, в частности, я хотела бы сказать об аллитерации. Здесь часто повторяются шипящие звуки, выражающие шелест, шепот: опоздавшей, душа, пустеющего, птичьих и так далее.

       Основная масса стихов о любви – это стихи о несчастной любви, иногда даже трагической, хотя еще Куприным сказано, что «любовь должна быть трагедией». Вот и данное стихотворение можно отнести к большинству стихов о несчастной любви.

      Мне кажется, что читать стихи Нины Васильевны Груздевой нужно, как необходимо читать стихи Цветаевой, Ахматовой, Рубцова, Блока…Ведь читать стихи - это устраивать отдых для души. А сейчас люди стали забывать о литературе, погружаясь в мир компьютеров и телевидения. Читаешь стихи и думаешь, что написано про тебя - это и привлекает основную массу читателей. А Нина Груздева - наша землячка, она ближе к нам, и ,естественно, все, о чем она пишет, понятно нам, но так как Нина Васильевна говорит о душе, о любви – это знакомо всем людям.

     А в заключение я хочу предложить всем прочитать стихотворение Груздевой, которое опубликовано в газете «Русский Север» от 19 января и написано ею в ночь с 31 декабря на 1 января,  т.е. в ночь на новое тысячелетие.


 Муравьёва Екатерина, 11 класс 

Литература.

1.Груздева Н.В. Звезда, Вологда, 1998.

2. Чухина Н. Мы были бездомными, Коля… Газета «Маяк» от 11 августа 1998 г.

3. Бараков В.Н. «Звезда Нины Груздевой». Газета «Русский Север» от 14 июля 1999 г.

Материал с сайта - http://s25007.edu35.ru/index.php/2011-07-22-07-35-04/2012-01-09-06-04-43/132-l-r.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий