Творчество вологодской поэтессы Нины Васильевны Груздевой.
Проект Вологодской областной юношеской библиотеки им. В.Ф. Тендрякова.

среда, 10 июля 2013 г.

Виктор Бараков "Слово о Груздевой"

В арсенале современного критика есть «железный», просто убийственный аргумент – слова, которые усталый, грустный и потухший Александр Блок вручил юной и восторженной Анне Ахматовой (за точное цитирование не ручаюсь): «Вы пишете как бы о мужчине, а надо писать как бы о Боге…» С мужской точки зрения, интеллектуальный заряд этой фразы настолько велик, что должен сразить наповал любую… Но почему-то и Анну Андреевну, и остальных пишущих русских женщин он оставил живыми и невредимыми.
Избитое всеми, кому не лень, выражение: «Для женщины любовь – это все» не потерялось и в наших сумерках. Любовь невозможно отделить от ее жизни, они срослись навсегда: счастье и боль, бессмертие и смерть… 
Я косила – шептала:
«Не моя! Не моя!»
А она мне сказала:
- Нет, бессмертная я!
Не нужны мне хоромы,
Не нужны терема.
А меня похоронишь –
Станешь жертвой сама!
Даже неискушенной в вопросах веры женщине интуиция подсказывала: ее природным предназначением быть любящей женой и матерью возвещено таинственное божественное начало, явлен особый, сакральный смысл.     Сказано: «…Возлюби ближнего своего как самого себя». Но кто может быть ближе ее милого избранника? Его имя легко повторять, как молитву:
                                                   
Когда уходит в сон сознанье,
Когда печаль не по плечу,
Я в темноте, как заклинанье,
Вдруг имя тихое шепчу.
Оно звучит, как прежде, свято,
В нем много веры, много сил.
Вот так же предок мой когда-то
Вдруг «Господи!» произносил.
Нина Груздева не могла писать по-иному, невозможно было обуздать вольный дух поэзии в его высшей гармонии:
Стихов я не выдумывала строки –
Их кто-то мне ночами диктовал!..
 
Читателю любого времени надо только заглянуть в живую душу, чтобы прочувствовать выстраданное поэтессой: «Истина любви…Она простая…» Прочувствовать и познать, наконец, тайну, заключенную в вечной формуле Св. Апостола Павла: «Любовь никогда не перестает…»
Двадцать лет назад муза Груздевой была отвергнута:
- Что найдешь в ее стихах? Любовь и только любовь.
Прошли годы. Что сохранилось? Воспетая в плохих поэмах позеленевшая бронза трудовых подвигов? Опавшие желтые листья позавчерашних газет? Строительный мусор вавилонских башен и воздушных замков? Все исчезло в один миг… Осталась только любовь.
А мы не задавали себе вопрос, о чем будет вопрошать Господь Бог на самом главном испытании, Страшном Суде? Что Он будет искать в наших сердцах?
Только любовь…


Материал с сайта - http://samaralit.ru/?p=405

Комментариев нет:

Отправить комментарий